Обзор о состоянии организации и проведения личного приема граждан в подразделениях МВД по Республике Саха (Якутия) и территориальных органах МВД России на районном уровне

Личный прием граждан – является формой реализации конституционного права гражданина на личное обращение в государственные органы, органы местного самоуправления, а также одним из направлений деятельности органов внутренних дел Российской Федерации, подвергающийся оцениванию при проведении инспектирования, контрольных и целевых проверок.

Порядок, в соответствии с которым граждане могут реализовать такое право определен Федеральным законом от 02.05.2006 № 59-ФЗ «О порядке рассмотрения обращений граждан Российской Федерации». В органах правопорядка требования к организации и проведению личного приема установлены Инструкцией об организации рассмотрения обращений граждан в системе Министерства внутренних дел Российской Федерации, утвержденной приказом МВД России от 12.09.2013 № 707[1]

В МВД по Республике Саха (Якутия) и территориальных органах МВД России на районном уровне[2] право гражданина обратиться лично реализуется на следующих площадках:

         - ежегодно в общероссийский день приема граждан, приуроченный ко Дню принятия Конституции Российской Федерации (по поручению Президента Российской Федерации от 26.04.2013 № Пр-936);

         - два раза в год в Приемной Президента Российской Федерации в Республике Саха (Якутия) (по поручению Президента Российской Федерации от 28.12.2009 № Пр-3510);

         - ежемесячно, в соответствии с Инструкцией в Приемной МВД по Республике Саха (Якутия)[3], по месту дислокации структурных подразделений МВД по Республике Саха (Якутия), учреждений, непосредственно подчиненных МВД по Республике Саха (Якутия) и ТОВД;

         - в ходе служебных выездов руководства МВД по Республике Саха (Якутия), начальников ТОВД в населенные пункты республики;

         - в рамках проведения операции «Законность» по учетно-регистрационной дисциплине на территории г. Якутска и других районов;

         - главными инспекторами Штаба МВД по Республике Саха (Якутия) в ходе инспектирования и контрольных проверок ТОВД;                                            

         - в ходе личных приемов должностных лиц федерального уровня, находящихся с выездом в Республике Саха (Якутия) (например, в феврале 2019 г. заместитель министра внутренних дел по Республике Саха (Якутия)-начальник СУ полковник юстиции Лукин А.И. и начальник ООД МВД по Республике Саха (Якутия) полковник полиции Чумакова Е.Ю. принимали участие в личном приеме заместителя Генерального прокурора Российской Федерации Ткачева И.В., по вопросам, находящимся в компетенции ОВД, принято 5 граждан).

                  Анализ статистических сведений показывает, что в системе МВД республики за последнее время какой-либо значительной динамики роста по количеству граждан, обратившихся на личный прием, не наблюдается. Так, если в 2016 году в целом руководителями всех уровней принято на личном приеме 1108 граждан, то по итогам 2018 года их число составляло 1374 (+24,00%) (справочно: 2017 г. – 1305). Однако, стоит обратить внимание, что на фоне незначительного увеличения данного показателя, количество граждан, обратившихся в адрес руководителей структурных подразделений МВД по Республике Саха (Якутия), удвоилось, с 221 до 451 (+104,07%), справочно: 2017 г. – 399).

         В Приемной МВД с 2016 года по настоящее время принято 348 граждан (2016 г. - 91, 2017 г. - 126, 2018 г. – 71, 11 мес. 2019 г. – 60), в том числе 94 несовершеннолетних в рамках Дня правовой помощи детям.

Согласно учетным сведениям о количестве лиц, принятых на личном приеме Министром и его заместителями, их количество находится в одном числовом диапазоне, в 2016 году ими принято 136 граждан, в 2017 г. – 154, в 2018 г. – 136, в течение 11 месяцев 2019 года – 126 (Министр Прокопенко В.Н. – 41, заместитель министра-начальник полиции Неустроев К.К. – 23, заместитель министра Климов В.А. – 10, заместитель министра-начальник Следственного управления Лукин А.И. – 52). В своем большинстве граждане на личном приеме обращаются к руководству ведомства с жалобами на действия (бездействие) руководителей либо сотрудников МУ МВД России «Якутское», УЭБиПК и СУ МВД по Республике Саха (Якутия).

Следует обратить внимание, что граждане, имеющие психические расстройства либо находящиеся на учете медучреждений, несут равные права на обращения в государственные органы со всеми другими категориями граждан. Запрещается препятствовать им в реализации права подачи обращения на личном приеме. Неверно признавать их обращения некорректными и отказывать в личном приеме. Основанием для отказа в приеме может являться лишь судебное решение о признании гражданина недееспособным.

         Как показывают проверки УДиР МВД, до настоящего времени лишь в 12 ТОВД личный прием граждан осуществляется в специально выделенных для этих целей помещениях (по Алданскому, Булунскому, Ленскому, Мегино-Кангаласскому, Мирнинскому, Намскому, Нерюнгринскому, Нюрбинскому, Оймяконскому, Сунтарскому, Томпонскому, Чурапчинскому районам). Безусловно, для части ТОВД данный вопрос является неразрешимым в силу объективных обстоятельств (площадь эксплуатируемых зданий полиции не позволяет произвести в них перепланировки помещений), руководители на местах вынуждены принимать посетителей в своих служебных кабинетах. Вместе с тем, например, в МУ МВД России «Якутское» и ТОВД по Хангаласскому району такие помещения имеются, однако соответствующим образом не оборудованы. При проектировании новых административных зданий полиции необходимо учитывать выделение отдельных помещений для осуществления личного приема. Инструкцией запрещено принимать граждан в кабинетах руководителей.

Не во всех ТОВД ежемесячно разрабатываются графики личного приема. Так, в ТОВД по Усть-Алданскому, Верхоянскому, Верхневилюйскому, Кобяйскому районам графики личного приема либо разрабатывались в разрез требованиям Инструкции, либо вовсе отсутствовали. На местах, за редким исключением, не практикуется доведение информации о часах приема посредством местных СМИ.

Информационный стенд для граждан, предусмотренный Инструкцией, зачастую не соответствует установленным требованиям (ТОВД по Амгинскому, Абыйскому, Алданскому, Момскому, Кобяйскому, Оленекскому, Жиганскому, Намскому, Усть-Майскому районам). Проверки выявляют наличие на них неактуальной информации либо ее отсутствие. В ТОВД по Оленекскому, Ленскому районам стенды вовсе не были установлены.

Не в полной мере на местах используется выездная форма общения с населением. Практика выездного приема позволяет установить обратную связь с населением, что в свою очередь способствует укреплению доверия граждан к органам внутренних дел в целом.



[1] Далее – «Инструкция».

[2] Далее – «ТОВД».

[3] Далее – «Приемная МВД».

Официальный сайт Министерства внутренних дел Российской Федерации
© 2021, МВД России