Обзор о рассмотрении обращений граждан и организаций в Министерстве внутренних дел по Республике Саха (Якутия) в 2019 году

Мероприятия по организации и совершенствованию работы с письменными и устными обращениями граждан и организаций в Министерства внутренних дел по Республике Саха (Якутия)[1], федеральных казенных учреждениях, непосредственно подчиненных МВД по Республике Саха (Якутия)[2], территориальных органах МВД России на районном уровне[3] в 2019 году осуществлялись на плановой основе, в соответствии с требованиями нормативных правовых актов Российской Федерации и МВД России.

Институт обращений граждан в системе МВД России, в том числе в региональном органе внутренних дел в Республике Саха (Якутия), является самостоятельным комплексным правовым институтом, регламентированным правозащитным законодательством, закрепляющим право человека и гражданина, а также их объединений, непосредственно или через представителей обращаться в устной или письменной форме в государственные органы или органы местного самоуправления с целью обеспечения или защиты своих прав, свобод, а также законных интересов других лиц.   

В 2019 году в подразделения системы МВД по Республике Саха (Якутия) в целом поступило 18317 письменных обращений, что на 11,43% больше, чем в 2018 году, когда их число составляло 16437. В том числе 10036 обращений поступили в адрес руководства Министерства и подразделений МВД по Республике Саха (Якутия) (в 2018 году – 8806, +13,96%), в ТОВД и ФКУ – 8281 (в 2018 году – 7631, +8,51%).

Из общего числа зарегистрированных обращений классифицированы как заявления 11329 письменных обращений (в 2018 г. – 9327, +21,46%), жалобы – 4835 (в 2018 г. – 4919, -1,70%), запросы информации – 2068 (в 2018 г. – 2070, -0,09%) и 85 как предложения (в 2018 г. – 121, -29,75%).

Анализ статистических данных показывает, что в 2019 году увеличилось число граждан, обратившихся напрямую в вышестоящие органы власти по вопросам компетенции органов внутренних дел Республики Саха (Якутия). Так, Администрацией Президента Российской Федерации в Министерство перенаправлено 512 письменных обращений (в 2018 г. – 488, +4,91%), из Совета Федерации и Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации поступило 34 (в 2018 г. - АППГ – 13, +161,53%), подразделений центрального аппарата МВД России – 1265 (АППГ – 984, +28,55%).

Из общего числа обращений характеризованы типовыми – 487 (в 2018 г. – 232, +109,91), аналогичными – 227 (в 2018 г. – 275, -17,45%). Рост типовых обращений связан массой обращений, направленных зоозащитниками по фактам жестокого обращения с животными. А также на увеличение данной категории обращений повлияло появление новых финансовых пирамид, в результате деятельности которых многочисленные участники лишаются личных финансовых средств.

Необходимо указать, что в последнее время гражданское население и организации для доставки обращений активно используют Интернет-ресурсы, вытесняя традиционные письменные обращения. Преимущества, тому способствующие, лежат на поверхности, это и удобство (обращение можно направить, не выходя из дома, а также оперативно получить ответ или уведомление на электронную почту), и простота (достаточно обладать минимальными навыками работы на компьютере, чтобы отправить такое обращение на сайт), и к тому же не требует почтовых расходов. Статистические данные показывают увеличение зарегистрированных интернет-обращений на 45,27% (с 3660 до 5317).

Вопросы, поставленные гражданами в своих письменных обращениях в 2019 году, распределились по следующим доминирующим темам: 

- 5968 заявлений по вопросам противодействия преступности и правонарушениям (в 2018 г. – 3957, +50,82%), из которых 2531 перерегистрированы в КУСП (в 2018 г. – 2786, -9,15%);

- 4835 жалоб на действия (бездействие) сотрудников ОВД, в том числе следственных органов – 641 (в 2018 г. – 573, +11,86%), службы участковых уполномоченных полиции – 569 (в 2018 г. – 449, +26,72%), уголовного розыска – 275 (в 2018 г. – 146, +88,35%), подразделений ГИБДД – 239 (в 2018 г. – 324, -26,23%), подразделений в сфере миграции – 176 (в 2018 г. – 239, +26,35%), 2134 – выражали несогласие с привлечением заявителей к административной ответственности (в 2018 г. – 2444, -12,68%);

- 2657 обращений по вопросам организации и обеспечения безопасности дорожного движения (в 2018 г. – 2273, +16,89%);

- 934 обращений по вопросам, находящимся в компетенции миграционной службы (в 2018 г. – 901, +3,66%);

- 535 обращений по вопросам социального обеспечения сотрудников (в 2018 г. – 671, -20,26%).

Из общего числа рассмотренных обращений, а именно 16348 (в 2018 г. – 15059, +8,55%), определены поддержанными – 8095 (в 2018 г. – 7129, +%), неподдержанными – 4047 (в 2018 г. – 4275, -5,33%) и 4206 обращений, по которым даны разъяснения (в 2018 г – 3655, +15,07%).

В том числе из 4178 рассмотренных жалоб (в 2018 г. – 4374, -4,48%) 1060 определены поддержанными (в 2018 г. – 1252, -15,33%), 2278 –неподдержанными (в 2018 г. – 2594, -12,18%) и по 840 даны разъяснения (в 2018 г. – 528, +59,09%). По результатам проверок 42 сотрудника по подтвердившимся фактам нарушения прав граждан привлечены к дисциплинарной ответственности (в 2018 г. – 68, -38,23%).   

Из общего количества жалоб, поступивших в производство подразделений ОВД республики, 54 классифицированы как повторные (в 2018 г. – 65, +62,50%), из которых 35 зафиксированы в подразделениях МВД по Республике Саха (Якутия) (в 2018 г. – 42, -16,66%) и 19 в ТОВД (в 2018 г. – 23, -17,39%). По результатам рассмотрения повторных жалоб поддержанными признаны 3 обращения (в 2018 г. – 15, -80,00%). В отношении двух виновных должностных лиц приняты меры дисциплинарного характера, в отношении 3-го лица решено ограничиться проведением проверки в связи с его увольнением из ОВД. В большинстве случаев основанием для направления гражданами повторных жалоб является несогласие с ранее принятыми решениями по первичным обращениям. Необоснованные повторные обращения, как правило, связаны с недопониманием граждан в вопросах, находящихся в компетенции ОВД республики, либо правовой неграмотностью граждан.

        

Личный прием

 

Личный прием граждан – является формой реализации конституционного права гражданина на личное обращение в государственные органы, органы местного самоуправления, а также одним из направлений деятельности органов внутренних дел Российской Федерации, подвергающийся оцениванию при проведении инспектирования, контрольных и целевых проверок (распоряжение МВД России от 04.03.2016 № 1/1826).

В системе МВД по Республике Саха (Якутия) право гражданина обратиться лично реализовано в отчетном периоде на следующих площадках:

- ежегодно в общероссийский день приема граждан, приуроченный ко Дню принятия Конституции Российской Федерации (по поручению Президента Российской Федерации от 26.04.2013 № Пр-936);

- два раза в год в Приемной Президента Российской Федерации в Республике Саха (Якутия) (по поручению Президента Российской Федерации от 28.12.2009 № Пр-3510);

- ежемесячно, в соответствии с Инструкцией в Приемной МВД по Республике Саха (Якутия), по месту дислокации структурных подразделений МВД по Республике Саха (Якутия), учреждений, непосредственно подчиненных МВД по Республике Саха (Якутия) и ТОВД;

- в ходе служебных выездов руководства МВД по Республике Саха (Якутия), начальников ТОВД в населенные пункты республики;

- в рамках проведения операции «Законность» по учетно-регистрационной дисциплине на территории г. Якутска и других районов;

- главными инспекторами Штаба МВД по Республике Саха (Якутия) в ходе инспектирования и контрольных проверок ТОВД;                                            

- принято участие в личном приеме заместителя Генерального прокурора Российской Федерации Ткачева И.В., находящегося в феврале 2019 г. с выездом в Республике Саха (Якутия) (заместитель министра внутренних дел по Республике Саха (Якутия)-начальник СУ полковник юстиции Лукин А.И., начальник ООД МВД по Республике Саха (Якутия) полковник полиции Чумакова Е.Ю., принято 5 граждан).

Анализ статистических сведений отмечает динамику снижения общего количества граждан, обратившихся на личный прием к руководителям подразделений системы МВД по Республике Саха (Якутия) в целом. Так, в 2019 году их число составило 1195, что на 13,02% меньше, чем в 2018 году, когда данное значение равнялось 1374. Значительно снизилось число граждан, принятых руководителями структурных подразделений МВД по Республике Саха (Якутия) с 451 до 250 (-44,56%), в том числе в Приемной МВД по Республике Саха (Якутия) с 71 до 62 (12,67%). Несущественно, а именно на 2,03%, увеличилось количество граждан, обратившихся в адрес руководителей ТОВД и ФКУ (с 787 до 803) и на 4,41% – Министра и его заместителей (с 136 до 142), которые, при этом в ходе приемов приняли 65 письменных обращений, из которых 3 зарегистрированы в КУСП.

По результатам приемов граждан на всех уровнях поддержано 303 устных обращения (в 2018 г. – 564, -46,27%), 27 не поддержаны (в 2018 г. – 25, +8,00%), 865 граждан получили необходимые разъяснения по сути поставленных вопросов (2018 г. – 785, +10,19%).

 

УДиР МВД по Республике Саха (Якутия)

          



[1] Далее – «МВД по Республике Саха (Якутия)», «Министерство».

[2] Далее – «ФКУ».

[3] Далее – «ТОВД».

Официальный сайт Министерства внутренних дел Российской Федерации
© 2021, МВД России