Методический материал обучения членов (участников) общественных объединений по охране общественного порядка

  

Содержание.

 

Введение.

1. Правовые основы и принципы участия граждан в охране общественного порядка.

2. Права и обязанности членов (участников) общественных объединений при выявлении и пресечении преступлений и административных правонарушений.

3. Основы действующего федерального и регионального законодательства в области охраны общественного  порядка.

4. Особенности охраны общественного порядка на улицах и других общественных местах.

5. Порядок взаимодействия членов (участников) общественных объединений по охране общественного порядка с сотрудниками полиции.

 

Приложение № 1. Памятка члена (участника) добровольной народной дружины.

Введение.

 

Методический материал предназначен для обучения членов (участников) общественных объединений основам действующего законодательства в сфере обеспечения охраны общественного порядка и профилактики правонарушений.  В данном методическом материале особое внимание уделено проблемам обеспечения законности, охране прав и законных интересов граждан, формированию понимания и применения правовых норм и роли общественных объединений в деятельности по охране общественного порядка.

В результате подготовки члены (участники) общественных объединений по охране общественного порядка должны получить представление о видах административных правонарушений по федеральному и региональному законодательству, о правах представителей общественных объединений при выявлении нарушений закона, о порядке взаимодействия с сотрудниками органов внутренних дел при совместной деятельности по охране общественного порядка.

 

 

 

1. Правовые основы и принципы участия граждан в охране общественного порядка.

 

Основными нормативными документами, регламентирующими деятельность общественных формирований по охране общественного порядка являются:

- Конституция РФ;

- Уголовный кодекс Российской Федерации;

- Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях;

- Закон Республики Саха (Якутия) «Об участии граждан в охране общественного порядка»;

Участие граждан в охране общественного порядка осуществляется на основе принципов законности, гласности, ответственности, гуманизма, добровольности, равноправия и уважения к личности, соблюдения прав и свобод человека и гражданина.

Граждане могут участвовать в охране общественного порядка как индивидуально, так и коллективно с целью обеспечения согласования общественно значимых интересов граждан Российской Федерации, общественных объединений, федеральных органов государственной власти, органов государственной власти Республики Саха (Якутия) и органов местного самоуправления, правозащитных, религиозных и иных организаций для решения наиболее важных вопросов охраны общественного порядка в формах, установленных Федеральным законом от 07.02.2011 N 3-ФЗ «О полиции».

Основные задачи и функции общественных объединений устанавливаются в уставе общественного объединения и могут предусматривать:

1) участие в деятельности общественных советов, создаваемых при федеральном органе исполнительной власти в сфере внутренних дел по Республике Саха (Якутия);

2) привлечение граждан и общественных объединений к реализации государственной политики в сфере охраны общественного порядка;

3) участие в разработке и рассмотрении концепций, программ, инициатив общественных объединений и граждан по наиболее актуальным вопросам охраны общественного порядка;

4) участие в обсуждении вопросов, касающихся охраны общественного порядка, в средствах массовой информации;

5) осуществление общественного контроля за охраной общественного порядка;

6) участие в правовом просвещении граждан.

 

 

2. Права и обязанности членов (участников) общественных объединений при выявлении и пресечении преступлений и административных правонарушений.

2.1. Обязанности членов (участников) общественных объединений по охране общественного порядка:

-знание и соблюдение основных положений Конституции Российской Федерации, законов и других нормативных правовых актов Российской Федерации по вопросам обеспечения безопасности жизни, здоровья, прав и свобод граждан, общественной безопасности охраны общественного порядка;

-участие в проведении профилактической работы и борьбе с правонарушениями;

-выполнение поручений и указаний руководящих органов общественных объединений, работников правоохранительных органов при проведении совместных мероприятий по охране общественного порядка;

-использование и применение предоставленных законом прав по пресечению и предупреждению правонарушений в целях защиты чести и достоинства граждан;

-повышение правовых знаний, совершенствование своей физической подготовки, овладение формами и методами борьбы с правонарушениями;

-оказание помощи гражданам, пострадавшим от преступлений, административных правонарушений и несчастных случаев, а также находящимся в беспомощном или ином состоянии, опасном для жизни;

-по решению уполномоченных органов государственной власти (должностных лиц), органов местного самоуправления - участие в осуществлении оцепления (блокирования) участков местности, пропускного режима при действиях в условиях чрезвычайных ситуаций, пресечении массовых беспорядков, ликвидации последствий стихийных бедствий, аварий, катастроф, эпидемий и эпизоотий.

 

2.2. Права членов (участников) общественных объединений по охране общественного порядка:

Членам НД при выполнении возложенных на них обязанностей предоставляются право требовать от граждан и должностных лиц соблюдения установленного общественного порядка на улицах и в общественных местах и иные права, не противоречащие действующему законодательству.

Члены НД вправе:

- при получении информации о готовящемся преступлении сообщать об этом в орган внутренних дел и принимать меры к его недопущению;

- при получении сведений от граждан о совершаемых или совершенных преступлениях установить и записать все установочные данные о заявителях, конкретное место совершения преступления, кем и против кого оно готовится или совершено и другую информацию, сообщить в орган внутренних дел;

- при выявлении заблудившихся детей, подростков, находящихся в состоянии алкогольного, токсического или наркотического опьянения, сообщать о них в дежурную часть органа внутренних дел;

- принимать меры к выявлению групп несовершеннолетних подростков антиобщественной направленности, установлению мест их концентрации, сообщать о них в дежурную часть органа внутренних дел;

- при выявлении взрослых лиц, вовлекающих несовершеннолетних в азартные игры, употребление спиртных напитков, наркотических средств и психотропных веществ, совершение правонарушений либо иных антиобщественных действий, сообщать о них в дежурную часть органа внутренних дел.

 

2.3.Членам (участникам) общественных объединений при выполнении обязанностей по охране общественного порядка запрещается:

-представляться сотрудниками правоохранительных органов;

-использовать специальные технические средства;

-осуществлять деятельность, отнесенную законодательством к исключительной компетенции правоохранительных органов;

- осуществлять деятельность, отнесенную законодательством к исключительной компетенции частных детективных и охранных предприятий.

 

2.4. Возмещение ущерба незаконными действиями.

Ущерб, причиненный незаконными действиями члена (участника) общественного объединения, возмещается им в установленном гражданским законодательством порядке.

 

 

3. Основы действующего федерального и регионального законодательства в области охраны общественного  порядка.

 

3.1. Понятие административного правонарушения

Административным правонарушением признается противоправное, виновное действие (бездействие) физического или юридического лица, за которое настоящим Кодексом или законами субъектов Российской Федерации об административных правонарушениях установлена административная ответственность.

С точки зрения состава административного правонарушения необходимо рассматривать его субъект, субъективную сторону, объект и объективную сторону.

Объектом административного правонарушения являются охраняемые законом общественные отношения, на которые направлены противоправные действия (бездействие), образующие состав административного правонарушения. Административные правонарушения всегда связаны с нарушением установленных законом или иным подзаконным актом правил поведения физических и юридических лиц.

 

3.2. Объективная сторона административного правонарушения состоит в конкретном действии (бездействии) лица, которое является противоправным и влечет установленную КоАП РФ или законом субъекта РФ административную ответственность.

 Административной ответственности подлежит лицо, достигшее к моменту совершения административного правонарушения возраста шестнадцати лет.

 

3.3. Наиболее распространенные составы правонарушений, нарушающих общественный порядок.

Статья 20.1. Мелкое хулиганство

1. Мелкое хулиганство, то есть нарушение общественного порядка, выражающее явное неуважение к обществу, сопровождающееся нецензурной бранью в общественных местах, оскорбительным приставанием к гражданам, а равно уничтожением или повреждением чужого имущества, -

влечет наложение административного штрафа в размере от пятисот до одной тысячи рублей или административный арест на срок до пятнадцати суток.

2. Те же действия, сопряженные с неповиновением законному требованию представителя власти либо иного лица, исполняющего обязанности по охране общественного порядка или пресекающего нарушение общественного порядка, -

влекут наложение административного штрафа в размере от одной тысячи до двух тысяч пятисот рублей или административный арест на срок до пятнадцати суток.

Основным признаком этого правонарушения является нарушение общественного порядка, выражающее явное неуважение к обществу. Без этого признака не может идти речь о хулиганстве, в том числе и мелком.

Совершение данного правонарушения свидетельствует о низкой культуре нарушителя, его эгоизме, пренебрежении интересами общества, других людей, об игнорировании правил приличия и благопристойности.

С объективной стороны мелкое хулиганство представляет собой действие, нарушающее общественный порядок и спокойствие граждан. Такими действиями, указанными в статье, являются нецензурная брань в общественных местах, оскорбительное приставание к гражданам, уничтожение или повреждение чужого имущества. Характер указанных действий очевиден. Каждое из них может рассматриваться в качестве мелкого хулиганства, если оно нарушает общественный порядок и выражает явное неуважение к обществу.

Хулиганством может быть нарушен общественный порядок в любой сфере жизни и деятельности граждан: на производстве, в быту, в культурно-просветительных учреждениях; в любом месте нахождения людей - на улице, в лесу и т.д.

Мелкое хулиганство совершается при непосредственном присутствии людей, ибо именно в такой обстановке нарушителю удается в большей мере продемонстрировать свое неуважение к обществу. Однако для наличия состава данного правонарушения наличие признака публичности в момент совершения правонарушения не обязательно

Ответственность за грубое нарушение общественного порядка, выражающееся в явном неуважении к обществу, совершенное с применением оружия или предметов, используемых в качестве оружия, по мотивам политической, идеологической, расовой, национальной или религиозной ненависти или вражды либо по мотивам ненависти или вражды в отношении какой-либо социальной группы, влечет уголовную ответственность по ч. 1 ст. 213 УК РФ.

Статья 20.20. Распитие пива и напитков, изготавливаемых на его основе, алкогольной и спиртосодержащей продукции либо потребление наркотических средств или психотропных веществ в общественных местах

1. Распитие пива и напитков, изготавливаемых на его основе, а также алкогольной и спиртосодержащей продукции с содержанием этилового спирта менее 12 процентов объема готовой продукции в детских, образовательных и медицинских организациях, на всех видах общественного транспорта (транспорта общего пользования) городского и пригородного сообщения, в организациях культуры (за исключением расположенных в них организаций или пунктов общественного питания, в том числе без образования юридического лица), физкультурно-оздоровительных и спортивных сооружениях -

влечет наложение административного штрафа в размере от ста до трехсот рублей.

2. Распитие алкогольной и спиртосодержащей продукции с содержанием этилового спирта 12 и более процентов объема готовой продукции на улицах, стадионах, в скверах, парках, в транспортном средстве общего пользования, в других общественных местах (в том числе указанных в части 1 настоящей статьи), за исключением организаций торговли и общественного питания, в которых разрешена продажа алкогольной продукции в розлив, -

влечет наложение административного штрафа в размере от пятисот до семисот рублей.

3. Потребление наркотических средств или психотропных веществ без назначения врача либо потребление иных одурманивающих веществ на улицах, стадионах, в скверах, парках, в транспортном средстве общего пользования, а также в других общественных местах -

влечет наложение административного штрафа в размере от четырех тысяч до пяти тысяч рублей или административный арест на срок до пятнадцати суток.

4. Действия, указанные в части 3 настоящей статьи, совершенные иностранным гражданином или лицом без гражданства, -

влекут наложение административного штрафа в размере от четырех тысяч до пяти тысяч рублей с административным выдворением за пределы Российской Федерации либо административный арест на срок до пятнадцати суток с административным выдворением за пределы Российской Федерации.

Цель данной статьи - обеспечить средствами административного воздействия соблюдение гражданами общественного порядка и общественной нравственности, защиту прав и свобод человека и гражданина от посягательств на здоровый образ жизни.

Статья содержит три состава административных правонарушений, связанных: а) с запретом распития пива, напитков, изготовленных на его основе, а также слабых алкогольных напитков (с содержанием этилового спирта менее 12% объема готовой продукции) в социально-культурных учреждениях и на общественном транспорте; б) с запретом распития алкогольной и спиртосодержащей продукции (с содержанием этилового спирта 12 и более процентов объема готовой продукции) в общественных местах (парках, стадионах и т.п.); в) с запретом потребления наркотических и психотропных средств без назначения врача в общественных местах.

К общественным местам, где запрещено распитие спиртных напитков и потребление одурманивающих веществ, относятся, кроме перечисленных в комментируемой статье, следующие: дворы, подъезды, лестничные клетки, лифты жилых домов; зрелищные предприятия (театры, кинотеатры, дворцы культуры); пляжи. В их число входят и территории, которые обычно к общественным местам не относятся, но становятся таковыми во время отдыха граждан.

Объективную сторону правонарушения характеризует факт распития пива или спиртосодержащей продукции в соответствующем социально-культурном учреждении, в конкретном объекте, отнесенном к общественным местам или объектам общего пользования, равно как и факт употребления наркотических средств или психотропных веществ без назначения врача.

В статье сделаны оговорки, касающиеся возможности распития пива и алкогольной продукции в организациях торговли и общественного питания, в которых продажа спиртных напитков в розлив разрешена в установленном порядке.

При квалификации противоправного деяния по ч. 3 статьи необходимо, как правило, располагать заключением эксперта относительно вида наркотических средств или психотропных веществ, употребляемых без назначения врача.

Статья 20.21. Появление в общественных местах в состоянии опьянения

Появление на улицах, стадионах, в скверах, парках, в транспортном средстве общего пользования, в других общественных местах в состоянии опьянения, оскорбляющем человеческое достоинство и общественную нравственность, -

влечет наложение административного штрафа в размере от ста до пятисот рублей или административный арест на срок до пятнадцати суток.

Объектом противоправного посягательства, предусмотренного комментируемой статьей Кодекса, являются общественный порядок и общественная безопасность, а также здоровье и даже жизнь людей (например, обморожение в сильные морозы), которые, появляясь в общественных местах в состоянии сильного опьянения, создают реальную угрозу как для самих себя, так и для окружающих.

Норма этой статьи направлена на защиту общественного порядка, общественной нравственности, на устранение опасности для жизни и здоровья людей, которые в состоянии опьянения создают реальную угрозу как для самих себя, так и для окружающих.  К общественным местам, где запрещено появление в пьяном виде, оскорбляющем человеческое достоинство и общественную нравственность, относятся улицы, стадионы, скверы, парки, транспортные средства общего пользования, а также дворы, подъезды, лестничные клетки, лифты жилых домов; зрелищные предприятия (театры, кинотеатры, дворцы культуры); пляжи и т.п.

Появление в общественных местах в пьяном виде, оскорбляющем человеческое достоинство и общественную нравственность, является правонарушением независимо от того, употреблялись ли спиртные напитки в ресторане, дома или в гостях. Если последние распивались в общественном месте, то в действиях гражданина могут одновременно иметь место два последовательно совершаемых правонарушения, предусмотренные ст. 20.20 и комментируемой статьей Кодекса.

 Особенность объективной стороны рассматриваемого правонарушения заключается в том, что лицо находится в общественном месте не просто в пьяном виде, а оскорбляющем человеческое достоинство и общественную нравственность, в частности, если поведение лица в состоянии опьянения явно нарушает общепризнанные нормы (непристойные высказывания или жесты, грубые выкрики, назойливое приставание к гражданам и т.п.); нарушитель находится в общественном месте в неприличном виде (грязная, мокрая, расстегнутая одежда, неопрятный внешний вид, вызывающий брезгливость и отвращение); из-за опьянения лицо полностью или в значительной степени утратило способность ориентироваться (бесцельно стоит или бесцельно передвигается с места на место, нарушена координация движений и т.п.; полная беспомощность пьяного (бесчувственное состояние)).

Для квалификации правонарушения по данной статье Кодекса не имеет значения, в результате употребления каких напитков или препаратов лицо пришло в состояние опьянения.

Законом на основании Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях устанавливается административная ответственность за нарушение законов и иных нормативных правовых актов Республики Саха (Якутия), нормативных правовых актов органов местного самоуправления, определяется организация производства по делам об административных правонарушениях, предусмотренных настоящим Законом, устанавливается подведомственность дел об административных правонарушениях, предусмотренных настоящим Законом, определяется перечень должностных лиц, уполномоченных составлять протоколы об административных правонарушениях, предусмотренных настоящим Законом.

 

4. Особенности охраны общественного порядка на улицах и других общественных местах.

 

4.1. При осуществлении деятельности по охране общественного порядка член НД должен иметь:

- удостоверение установленного образца;

- светоотражающий жилет.

 

4.2. Во время дежурства члены НД должны обращать особое внимание на:

- детей, оставленных без присмотра родителей и законных представителей;

- целостность дверей, витрин и окон магазинов и других учреждений, где хранятся ценности;

- подозрительные шумы, появление огня или дыма в зданиях и на объектах;

- подозрительные предметы, могущие представлять опасность.

Во время дежурства члены НД обязаны проявлять бдительность и принимать меры предосторожности, исключающие возможность внезапного нападения.

 

4.3. По окончании дежурства:

-член НД докладывает своему руководителю,

-руководитель НД при наличии оснований составляет рапорт на имя начальника органа внутренних дел и направляет его в дежурную часть ОВД.

5. Порядок взаимодействия членов (участников) общественных объединений по охране общественного порядка с сотрудниками полиции.

 

5.1.Формы и методы работы НД

НД могут осуществлять свою деятельность путем:

- самостоятельного или совместного с сотрудниками органов внутренних дел патрулирования и выставления постов на улицах и в других общественных местах, проведения рейдов и поисковых мероприятий по выявлению правонарушений и лиц, их совершивших;

- проведения индивидуальной воспитательной работы с лицами, склонными к совершению правонарушений, состоящими на профилактическом учете в органах внутренних дел;

- разъяснения гражданам законодательства и правил поведения в общественных местах, проведения профилактических бесед с родителями и законными представителями несовершеннолетних, состоящих на учете в подразделениях по предупреждению правонарушений несовершеннолетних;

- направления информации о лицах, совершивших правонарушение, в соответствующие органы для принятия мер в порядке, предусмотренном действующим законодательством;

- выступления в средствах массовой информации по проблемам профилактики правонарушений;

- проведения иной работы, направленной на достижение задач и функций НД.

 

5.2. Правовая основа оказания народными дружинниками помощи сотрудникам ОВД при пресечении противоправных действий правонарушителей.

 

5.2.1. Крайняя необходимость.

При оказании помощи сотрудникам ОВД при пресечении правонарушений членам НД необходимо учитывать, что в соответствии  с Кодексом РФ об административных правонарушениях, в состоянии крайней необходимости возможно причинение лицом вреда охраняемым законом интересам для устранения опасности, непосредственно угрожающей личности и правам данного лица или других лиц, а также охраняемым законом интересам общества или государства, если эта опасность не могла быть устранена иными средствами и если причиненный вред является менее значительным, чем предотвращенный вред.

Состояние крайней необходимости не только освобождает лицо, совершившее административное правонарушение в состоянии крайней необходимости, от административной ответственности, но и не считает такие действия административным правонарушением.

Под вредом, причиняемым охраняемым законом интересам, имеются в виду различные действия, образующие состав административного правонарушения, влекущего административную ответственность. При совершении таких деяний в состоянии крайней необходимости отсутствует признак вины.

Институт крайней необходимости способствует повышению социальной активности людей, предоставляет им возможность принимать участие в предотвращении вреда правам человека, интересам государства и общества.

Объектами защиты от угрожаемой опасности являются личность и права данного лица или других лиц, охраняемые законом интересы общества и государства. Указание в первую очередь на личность и права человека полностью соответствует провозглашенным в ст. 2 Конституции РФ положениям о том, что человек, его права и свободы - высшая ценность, а их признание и защита - обязанность государства.

Крайняя необходимость дает права всем гражданам на участие в решении задачи по охране интересов личности, общества и государства, в предотвращении опасности, угрожающей жизни, здоровью, правам и свободам человека. Подлежат защите и другие охраняемые законом интересы общества и государства, в частности все виды собственности.

При крайней необходимости происходит столкновение двух интересов: угроза причинения вреда одним правоохраняемым интересам устраняется путем причинения вреда, хотя и меньшего, другим.

Состояние крайней необходимости возникает, когда имеется действительная, реальная, а не мнимая угроза указанным интересам. Не будет крайней необходимости, если угроза указанным охраняемым интересам может возникнуть в будущем. На это прямо указывают слова текста статьи "для устранения опасности, непосредственно угрожающей".

Источниками угрожающей опасности при крайней необходимости, в частности, могут быть стихийные силы - наводнения, пожары, землетрясения и др., дикие или домашние животные, например при их нападении на человека; источники повышенной опасности, например неисправная автомашина; человек, причиняющий или угрожающий причинить вред правоохраняемым интересам.

Действия лица, устраняющего угрозу указанным правоохраняемым интересам, формально образуют состав одного или нескольких правонарушений, предусмотренных соответствующими статьями Кодекса или закона субъекта РФ, устанавливающего административную ответственность за административные правонарушения. Например, в случае нарушения Правил дорожного движения одним водителем другой водитель, едущий на встречной автомашине, чтобы спасти жизнь пассажиров обеих машин, нарушает правила маневрирования, т.е. тоже нарушает правила дорожного движения, что образует состав административного правонарушения, предусмотренного ст. 12.14 Кодекса. Для ликвидации пожара может возникнуть необходимость в нарушении правил водопользования (ст. 8.14), незаконной порубке деревьев, кустарников (ст. 8.28), порче сельскохозяйственной земли (ст. 8.6) и др. Для защиты людей от нападающего животного иногда бывает необходимо произвести выстрел в населенном пункте, что образует состав правонарушения, предусмотренного ст. 20.13 Кодекса.

В данной статье приводятся два условия, при наличии которых лицо, находящееся в состоянии крайней необходимости, не рассматривается как совершившее административное правонарушение. Первое из них: невозможность устранения возникшей угрозы правоохраняемым интересам иными средствами. И второе - причиненный вред должен быть менее значительным, чем предотвращенный.

Причинение вреда правоохраняемому интересу можно признать оправданным, если у человека не было иного выхода для спасения более ценного блага. Поэтому при обнаружении угрозы правоохраняемым интересам должны изыскиваться непротивоправные пути предотвращения или устранения такой угрозы. Если такой возможности нет, должны приниматься меры, минимально нарушающие правоохраняемый интерес, т.е. совершаться такие действия, которые образуют наименее опасные правонарушения. Вопрос о том, являлся ли использованный для предотвращения вреда способ единственно возможным, решается с учетом конкретных обстоятельств дела.

Для сопоставления вреда предотвращенного и вреда причиненного нужно учитывать социальное содержание интересов защищаемых и нарушаемых. При сопоставлении жизни и здоровья человека и имущественных интересов предпочтение отдается жизни и здоровью людей. Если для защиты имущественных интересов нарушаются такие же интересы, применяется стоимостный фактор оценки вреда причиненного и предотвращенного.

 

 

 

 

5.2.2. Необходимая оборона.

В Уголовном Кодексе предусмотрена норма  исключения уголовной ответственности в состоянии необходимой обороны, то есть причинение вреда посягающему лицу при:

-защите личности и прав обороняющегося или других лиц,

-охраняемых законом интересов общества или государства от общественно опасного посягательства.

При этом посягательство должно быть сопряжено с насилием, опасным для жизни обороняющегося или другого лица, либо с непосредственной угрозой применения такого насилия.

Защита от посягательства, не сопряженного с насилием, опасным для жизни обороняющегося или другого лица, либо с непосредственной угрозой применения такого насилия, является правомерной, если при этом не было допущено превышения пределов необходимой обороны, то есть умышленных действий, явно не соответствующих характеру и опасности посягательства.

Не являются превышением пределов необходимой обороны действия обороняющегося лица, если это лицо вследствие неожиданности посягательства не могло объективно оценить степень и характер опасности нападения.

Положения о необходимой обороне в равной мере распространяются на всех лиц независимо от их профессиональной или иной специальной подготовки и служебного положения, а также независимо от возможности избежать общественно опасного посягательства или обратиться за помощью к другим лицам или органам власти.

Условиями правомерности необходимой обороны, относящимися к посягательству, от которого осуществляется защита, являются: а) общественная опасность посягательства; б) действительность посягательства; в) наличность посягательства.

Необходимая оборона допускается только от общественно опасных посягательств. К общественно опасным посягательствам относятся действия, которые немедленно по их совершении и неотвратимо вызывают наступление реальных серьезных вредных последствий для личности, общества или государства, причинение которых в принципе уголовно наказуемо.

Поскольку в законе говорится об общественно опасном посягательстве, а не о преступлении, необходимая оборона допустима от действий невменяемых лиц, а также лиц, не достигших возраста, с которого наступает уголовная ответственность.

Действительность посягательства означает, что посягательство происходит в реальной действительности, в реальной жизни, а не в воображении обороняющегося.

Наличие посягательства означает временной интервал существования посягательства, в течение которого действия рассматриваются как посягательство и дают лицу обороняющемуся защищаться от него.

Условиями правомерности необходимой обороны, относящимися к действиям по защите от посягательства, являются:

а) защите может быть подвергнут широкий круг правоохраняемых интересов;

б) защита должна быть сопряжена с причинением вреда исключительно посягающему;

в) защита должна быть своевременной.

 Такое условие правомерности необходимой обороны, как то, что защите может быть подвергнут широкий круг правоохраняемых интересов, означает следующее. В соответствии с уголовным законом посредством необходимой обороны могут защищаться:

1.личность и права обороняющегося;

2.личность и права других лиц (как близких обороняющемуся, так и совершенно посторонних для него);

3.охраняемые законом интересы общества;

4.охраняемые законом интересы государства.

Второе условие правомерности в данной группе связано с тем, что защита от посягательства должна быть сопряжена с причинением вреда исключительно посягающему. В этом условии можно выделить два значимых момента: во-первых, защита состоит в совершении активных действий по причинению физического или, крайне редко, имущественного вреда; во-вторых, вред при необходимой обороне причиняется исключительно посягающему, что, среди прочего, отличает необходимую оборону от крайней необходимости.

При этом право на защитные действия принадлежит в равной мере всем лицам и не связано с возможностью избежать общественно опасного посягательства или обратиться за помощью к другим лицам или органам власти.

В случае если посягающих несколько, вред может причиняться как всем им, так и любому из них. В таком случае не требуется причинения равного вреда всем посягающим, а меры защиты зависят не от поведения конкретного участника группы посягающих, а от поведения всей такой группы.

Своевременность защитных действий означает, что оборона допустима только от наличного посягательства, т.е. от посягательства, уже начавшегося и еще не закончившегося. Моментом окончания посягательства признается момент прекращения посягающим своих действий либо вследствие встречного отпора со стороны обороняющегося, либо вследствие достижения им своей цели, либо вследствие добровольного отказа от дальнейшего продолжения посягательства. Момент окончания посягательства оценивается субъективно обороняющимся с учетом объективно сложившейся обстановки. Поэтому если обороняющемуся по обстоятельствам дела не был с очевидностью ясен момент окончания посягательства, то посягательство не считается оконченным. Следует обратить внимание на то, что переход оружия или других предметов, использованных при нападении, от посягающего к обороняющемуся сам по себе не свидетельствует об окончании посягательства.

Соответственно, своевременной защита будет тогда, когда защитные действия происходят во временном промежутке между моментами начала и окончания посягательства.

Было ли посягательство сопряжено с насилием, опасным для жизни обороняющегося или другого лица, либо с непосредственной угрозой применения такого насилия, оценивается субъективно обороняющимся с учетом объективно сложившейся обстановки.

Если обстоятельства дела давали основания полагать, что возможно применение насилия именно такой степени опасности и обороняющийся именно так оценивал обстановку, то его действия рассматриваются по правилам об абсолютной необходимой обороне. Если же обстоятельства дела не давали достаточных оснований полагать, что возможно применение насилия такой степени опасности, а обороняющийся ошибочно оценивал обстановку как угрожающую жизни вследствие излишней подозрительности или самовнушения, то его действия рассматриваются по правилам об относительной необходимой обороне.

 

5.2.3. Причинение вреда при задержании лица, совершившего преступление.

 Также, лицо освобождается от уголовной ответственности при причинении вреда при задержании лица, совершившего преступление при его задержании для доставления органам власти и пресечения возможности совершения им новых преступлений, если иными средствами задержать такое лицо не представлялось возможным, и при этом не было допущено превышения необходимых для этого мер.

 Условиями правомерности причинения вреда при задержании лица, совершившего преступление, относящимися к основаниям задержания (т.е. к совершенному лицом преступлению), являются:

а) задерживать путем причинения вреда можно только лицо, совершившее преступление;

б) право на задержание возникает по окончании преступного посягательства в широком смысле этого слова и до момента истечения срока давности привлечения к уголовной ответственности или истечения срока давности обвинительного приговора суда.

При этом возможно причинение вреда при задержании лица, совершившего любое преступление, если при этом соблюдаются иные условия правомерности причинения вреда и в особенности условие соразмерности причиняемого вреда характеру и степени общественной опасности преступления и обстановке задержания. Иными словами, чем менее опасно преступление, за совершение которого лицо задерживается, тем меньший вред может быть причинен ему при задержании.

 Условиями правомерности причинения вреда при задержании лица, совершившего преступление, относящимися к действиям задерживающего, являются:

а) вред при задержании должен причиняться только лицу, совершившему преступление;

б) при задержании должна учитываться обстановка задержания, т.е., иными словами, причинение вреда должно осуществляться вынужденно, быть единственным способом задержания. При этом сопротивление при задержании трансформирует данное обстоятельство, исключающее преступность деяния, в необходимую оборону;

в) целью действий при задержании должно быть доставление лица органам власти и (или) пресечение возможности совершения им новых преступлений;

г) при задержании необходимо соблюсти соответствие причиненного вреда характеру и степени общественной опасности совершенного преступления и обстановке задержания, т.е. не допустить превышения мер, необходимых для задержания лица, совершившего преступление.

Превышением мер, необходимых для задержания лица, совершившего преступление, признается их явное несоответствие характеру и степени общественной опасности совершенного задерживаемым лицом преступления и обстоятельствам задержания, когда лицу без необходимости причиняется явно чрезмерный, не вызываемый обстановкой вред.

В действующем законе установлена уголовная ответственность только за убийство, умышленное причинение тяжкого и средней тяжести вреда здоровью при превышении мер, необходимых для задержания лица, совершившего преступление. Соответственно, умышленное причинение легкого вреда здоровью, а также побои ни при каких обстоятельствах не могут рассматриваться как превышение мер, необходимых для задержания лица, совершившего преступление.

 

5.3. Участие членов народных дружин при рассмотрении дел об административных правонарушениях.

 

5.3.1. Народный дружинник, как свидетель административного правонарушения.

В качестве свидетеля по делу об административном правонарушении может быть вызвано лицо, которому известны обстоятельства дела, подлежащие установлению, подчеркивает незаменимость свидетеля.

В качестве свидетеля могут быть также опрошен народный дружинник, который выявил правонарушение, оказывал содействие задержанию нарушителя.

При необходимости с народного дружинника сотрудников ОВД получает письменное объяснение, которое приобщается к материалам дела об административном правонарушении.

Также, свидетель может быть вызван к судье, органу или должностному лицу, в производстве которых находится дело. при этом вызываемому лицу обязательно сообщается о времени и месте рассмотрения дела.

Свидетель вызывается повесткой, в которой указывается, куда и к кому он должен явиться, а также день и час явки. Повестка вручается под расписку свидетелю, а в случае его временного отсутствия - взрослым членам его семьи, администрации по месту работы, жилищным органам по месту его жительства либо органу местного самоуправления в районе, поселке.

Свидетель обязан дать правдивые показания, сообщить обо всем известном ему по делу, ответить на поставленные вопросы и удостоверить своей подписью в соответствующем протоколе правильность занесения его показаний. Если свидетель сообщает об обстоятельствах, которые сам не воспринимал, он должен указать на источник полученной информации, лиц, которые видели или слышали об этих обстоятельствах, на соответствующие документы, из которых почерпнуты те или иные сведения.

Лицо может быть вызвано для опроса в качестве свидетеля и для выявления причин и условий, способствующих совершению административного правонарушения.

 

5.3.2. Народный дружинник, как понятой.

Понятой является одним из участников производства по делам об административных правонарушениях. Понятой привлекается должностным лицом, в производстве которого находится дело, при осуществлении строго определенных процессуальных действий.

В качестве понятого может выступать любое не заинтересованное в исходе дела совершеннолетнее лицо. Таким образом, исключается привлечение в качестве понятых лиц, находящихся в родственных или дружеских отношениях с лицом, привлекаемым к административной ответственности, потерпевшим или их законными представителями, а также иных лиц.

Важным условием участия понятых в производстве по делу об административном правонарушении является то, что их должно быть не менее двух.

 Обязанностью понятого является внимательное наблюдение за совершением процессуальных действий, которые производятся в его присутствии. После завершения процедуры применения той или иной меры обеспечения производства по делу об административном правонарушении понятой обязан удостоверить своей подписью в соответствующем протоколе факт совершения в его присутствии процессуальных действий, содержание указанных действий и их результаты.

В целях обеспечения надлежащего выполнения возложенных на него обязанностей понятой наделен правом делать замечания по поводу совершаемых в его присутствии процессуальных действий. Такие замечания подлежат занесению в соответствующий протокол.

В случае необходимости понятой может быть опрошен в качестве свидетеля. Следовательно, он обязан явиться по вызову судьи, органа, должностного лица, в производстве которых находится дело об административном правонарушении, и дать правдивые показания, сообщив все известное ему по делу и ответив на поставленные вопросы.

 

5.4. Рекомендации по обеспечению личной безопасности народного дружинника при патрулировании общественных мест:

быть максимально собранным, нельзя допускать, чтобы участие в охране общественного порядка превратилось в привычное рутинное действие, вызывающее притупление бдительности и порождающее ложное чувство безопасности;

необходимо постоянно поддерживать связь с сотрудниками органа внутренних дел, регулярно сообщать о своем местонахождении и докладывать обо всех замеченных или сообщенных гражданами правонарушениях, изменениях обстановки, происшествиях;

особую осторожность следует проявлять в сумерках и в темное время суток, уделяя повышенное внимание тому, что происходит по сторонам. С наступлением темноты приближаться к человеку нужно, как правило, со стороны источника света, так как человек, глядя на свет, плохо контролирует действия сотрудников ОВД и дружинников, поскольку не видит его, зато сам он отлично виден. При приближении человека сзади, дружиннику необходимо остановиться, пропустить его вперед или изменить направление движения и пойти ему навстречу для того, чтобы можно было контролировать поведение этого человека с целью исключения возможности нападения сзади;

при обнаружении правонарушителей необходимо быстро оценить ситуацию, потребовать прекратить противоправные действия и обратить внимание на реакцию и поведение правонарушителей. Во всех случаях необходимо следить за руками правонарушителей, чтобы можно было определить: нет ли в руках каких-либо предметов; не пытается ли он что-либо достать из кармана или из-под одежды;

на месте совершения административного правонарушения, происшествия или преступления  старайтесь держать в поле зрения всех окружающих, включая тех, кто с виду непричастен к случившемуся, никого не оставляйте позади себя;

при патрулировании с сотрудниками ОВД необходимо страховать каждое их действие, сохранять безопасную дистанцию между собой и правонарушителем. Никогда не поворачиваться к подозрительным лицам спиной, не наклоняться рядом с ними, не позволять окружать себя посторонним гражданам;

действуя с сотрудниками ОВД, выбирать позицию так, чтобы нарушитель (нарушители) все время находились в поле зрения, чтобы в случае необходимости можно было оказать необходимую помощь;

при обращении сотрудника ОВД к гражданину, необходимо считаться с возможностью применения силы со стороны гражданина или с тем, что могут вмешаться лица, внешне не причастные к правонарушению;

если народный дружинник решил потребовать прекращение правонарушения у гражданина, то необходимо приступать к разговору с ним вежливо, но уверенно и настойчиво, не позволять втягивать себя в длительную дискуссию;

во время установления личности и составления протокола или других материалов сотрудником ОВД дружинник обязан следить, чтобы нарушитель вел себя спокойно. Лицо, задержанное за административное правонарушение, может оказаться преступником, находящимся в розыске, и не исключена возможность попытки его нападения. Нельзя  допускать бесконтрольного передвижения правонарушителя.

 

Приложение №1.

 

Памятка члена (участника) народной дружины

 

Права членов (участников) общественных объединений по охране общественного порядка:

Членам НД при выполнении возложенных на них обязанностей предоставляется право требовать от граждан и должностных лиц соблюдения установленного общественного порядка на улицах и в общественных местах и даются иные права, не противоречащие действующему законодательству.

Члены НД вправе:

- при получении информации о готовящемся преступлении сообщать об этом в орган внутренних дел и принимать меры к его недопущению;

- при получении сведений от граждан о совершаемых или совершенных преступлениях установить и записать все установочные данные о заявителях, конкретное место совершения преступления, кем и против кого оно готовится или совершено и другую информацию, сообщить в орган внутренних дел;

- при выявлении заблудившихся детей, подростков, находящихся в состоянии алкогольного, токсического или наркотического опьянения, сообщать о них в дежурную часть органа внутренних дел;

- принимать меры к выявлению групп несовершеннолетних подростков антиобщественной направленности, установлению мест их концентрации, сообщать о них в дежурную часть органа внутренних дел;

- при выявлении взрослых лиц, вовлекающих несовершеннолетних в азартные игры, употребление спиртных напитков, наркотических средств и психотропных веществ, совершение правонарушений либо иных антиобщественных действий, сообщать о них в дежурную часть органа внутренних дел.

Членам (участникам) общественных объединений при выполнении обязанностей по охране общественного порядка запрещается:

-представляться сотрудниками правоохранительных органов,

-использовать специальные технические средства,

-осуществлять деятельность, отнесенную законодательством к исключительной компетенции правоохранительных органов,

- осуществлять деятельность, отнесенную законодательством к исключительной компетенции частных детективных и охранных предприятий.

При осуществлении деятельности по охране общественного порядка член НД должен иметь:

- удостоверение установленного образца;

- светоотражающий жилет.

Во время дежурства члены НД должны обращать особое внимание на:

- детей, оставленных без присмотра родителей и законных представителей;

- целостность дверей, витрин и окон магазинов и других учреждений, где хранятся ценности;

- подозрительные шумы, появление огня или дыма в зданиях и на объектах;

- подозрительные предметы, могущие представлять опасность.

Во время дежурства члены НД обязаны проявлять бдительность и принимать меры предосторожности, исключающие возможность внезапного нападения.

По окончании дежурства:

-член НД докладывает своему руководителю,

-руководитель НД при наличии оснований составляет рапорт на имя начальника органа внутренних дел и направляет его в дежурную часть ОВД.

 

 

Форма памятки члена (участника) добровольной народной дружины:

 

 

 

Лицевая сторона памятки

 

Памятка члена (участника) народной дружины

 

Права членов (участников) общественных объединений по охране общественного порядка:

Членам НД при выполнении возложенных на них обязанностей предоставляется право требовать от граждан и должностных лиц соблюдения установленного общественного порядка на улицах и в общественных местах и даются иные права, не противоречащие действующему законодательству.

Члены НД вправе:

- при получении информации о готовящемся преступлении сообщать об этом в орган внутренних дел и принимать меры к его недопущению;

- при получении сведений от граждан о совершаемых или совершенных преступлениях установить и записать все установочные данные о заявителях, конкретное место совершения преступления, кем и против кого оно готовится или совершено и другую информацию, сообщить в орган внутренних дел;

- при выявлении заблудившихся детей, подростков, находящихся в состоянии алкогольного, токсического или наркотического опьянения, сообщать о них в дежурную часть органа внутренних дел;

- принимать меры к выявлению групп несовершеннолетних подростков антиобщественной направленности, установлению мест их концентрации, сообщать о них в дежурную часть органа внутренних дел;

          - при выявлении взрослых лиц, вовлекающих несовершеннолетних в азартные игры, употребление   спиртных напитков, наркотических средств и психотропных веществ, совершение правонарушений либо иных антиобщественных действий, сообщать о них в дежурную часть органа внутренних дел.

 

 

Оборотная сторона памятки

 

 

Членам (участникам) общественных объединений при выполнении обязанностей по охране общественного порядка запрещается:

-представляться сотрудниками правоохранительных органов,

-использовать специальные технические средства,

-осуществлять деятельность, отнесенную законодательством к исключительной компетенции правоохранительных органов

- осуществлять деятельность, отнесенную законодательством к исключительной компетенции частных детективных и охранных предприятий.

При осуществлении деятельности по охране общественного порядка член НД должен иметь:

- удостоверение установленного образца;

- светоотражающий жилет.

Во время дежурства члены НД должны обращать особое внимание на:

- детей, оставленных без присмотра родителей и законных представителей;

- целостность дверей, витрин и окон магазинов и других учреждений, где хранятся ценности;

- подозрительные шумы, появление огня или дыма в зданиях и на объектах;

- подозрительные предметы, могущие представлять опасность.

Во время дежурства члены НД обязаны проявлять бдительность и принимать меры предосторожности, исключающие возможность внезапного нападения.

По окончании дежурства:

-член НД докладывает своему руководителю,

          -руководитель НД при наличии оснований составляет рапорт на имя начальника органа внутренних дел и направляет его в дежурную часть ОВД.

 

Официальный сайт Министерства внутренних дел Российской Федерации
© 2021, МВД России